МГУ, географический факультет, студенческая практика: картография проектируемого ботсада “Чудозерный” 3 07 2021

Программа учебной (профильной) практики студентов второго курса географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

по геодезии и топографии и полевому тематическому дешифрированию

на территории проектируемого сельского ботанического сада

«Чудозерный»

Сроки: с 7го по 27го июля 2021г.

Руководитель практики: Наталья Анатольевна Алексеенко, доцент кафедры картографии и геоинформатики. Кандидат географических наук. Область научных интересов: картографическое обеспечение различных видов деятельности ООПТ, развитие школьного географического образования

Научное сопровождение проектирования территории сельского ботанического сада: к.б.н. А.Н. Метелкин. НП «Научный Центр Технологии Устойчивого Развития «Любинка»

Участники проекта ботанический сад «Чудозерный». Принимающая сторона: Андрей Федоров, хозобеспечение практики, Роман Вороной – помощь в организации исследовательских работ на территории.

Расположение.

Псковская область, Гдовский район, Юшиньская волость, д. Ручьи.

Территория 3.7 га земли для ведения личного подсобного хозяйства.

H:\АА ДЕЛА 2021\А ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ\21 Ботсад ЧудОз\Концепт Схемы 1 и 2\Сх 1 Ботсад\Сх 1 Концепт ФИНФИН.jpeg

Цели практики

Студенческая практика будет проходить на территории проектируемого сельского ботанического сада «Чудозерный». Проект является частью программы развития сельских территорий, разработанной в НП «Научный Центр Технологии Устойчивого Развития «Любинка». Информационная поддержка АНО “НБИКС”.

Согласно учебной программе, в результате прохождения учебной практики по профилю «Картография и геоинформатика» обучающийся должен приобрести знания, практические навыки и умения, в том числе, навыки распознавания на снимках объектов земной поверхности при их непосредственном наблюдении в полевых условиях с учетом сезонных изменений местности, получить представление о надежности и точности извлечения информации из снимков; умение оптимально проложить пешие маршруты для полевого обследования территории с учетом ее особенностей и имеющихся дистанционных данных; получить навыки работы с GPS-приемниками для ориентации на маршруте и фиксации координат точек полевых обследований; получить навыки составления описаний выделов по заранее разработанным критериям, включающим данные для создания требуемой карты, получить представление о характере границ природных и природно-антропогенных объектов; получить представление о полевом спектрометрировании, обработке его результатов и их использовании при дешифрировании многозональных снимков; получить опыт составления карты по снимкам на основе собранных полевых материалов и цифровой модели рельефа территории, а также ее оформления карты в издательском варианте; способность оценивать качество создаваемых картографических продуктов (пригодность для решения научных и прикладных задач);

Задачи практики по разработке картографических элементов проектируемого сельского ботанического сада «Чудозерный»

1. Создание двух электронных карт :

• Карта проектируемого ботанического сада, площадь 1_2 кв. км (Фото 1)

• Карта зоны восстановления природных ландшафтов, площадь 10 кв. км (Фото 2)

2. Консультирование Романа Вороного, участника проекта, пользованию электронными картами, основам полевых исследований для дешифровки снимков.

3. Участие в съемках учебных фильмов по тематике практики.

4. Проведение встреч с псковскими эко активистами.

5. Передача отчета практики в НП «Научный Центр Технологии Устойчивого Развития «Любинка» для подготовки совместной заявки на грант по материалам отчета.

Исходные материалы:

H:\АА ДЕЛА 2021\А ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ\21 Ботсад ЧудОз\Географ фак МГУ\Проектируемый ботсад.jpg

Фото 1. Ориентировочные границы территории проектируемого ботанического сада.

H:\АА ДЕЛА 2021\А ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ\21 Ботсад ЧудОз\Географ фак МГУ\10 на 10 км охранная зона.jpg

Фото 2. Зона восстановления природных ландшафтов.

H:\АА ДЕЛА 2021\А ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ\21 Ботсад ЧудОз\ГИС БС\Все кадастр номера 1 этап_ЗОНЫ.jpg

Фото 3. Границы зон проектируемого ботанического сада (цифрами выделены кадастровые номера земельных участков) . Выделены темными красными линиями. Границы зон согласованы с владельцами участков.

Фото 4. Пример нанесения треков с указанием объектов проектируемой территории сада.

Приложение 1. Образец оглавления отчета учебной практики.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение (Ашкатов Э.) 4

Глава 1. Географическое описание территории 5

1.1. Местоположение территории (Развенков П.) 5

1.2. Геологическое строение и рельеф (Шилякина М.) 6

1.3. Гидрология (Ашкатов Э.) 9

1.4. Климат (Развенков П.) 12

1.5. Почвы и растительность (Кудрявцев А.) 15

1.6. Животный мир (Кудрявцев А.) 19

1.7. Алтайский государственный заповедник (Развенков П.) 20

1.8. История заселения территории, население, хозяйственное освоение (Шилякина М.) 23

Глава 2. Техническое обеспечение (Ашкатов Э.) 29

2.1. ГНСС-приёмники Garmin eTrex 20 и Garmin eTrex 30 29

2.2. Полевой планшетный компьютер Panasonic Toughbook CF-U1 31

2.3. Полевой спектрометр 33

2.4. Беспилотный летательный аппарат 34

2.5. Сеть Апштейна для сбора планктона 36

Глава 3. Характеристика используемых материалов 38

3.1. Космические снимки исследуемой территории (Шилякина М.) 38

3.1.1. Космические снимки высокого пространственного разрешения из общедоступных Интернет-источников 38

3.1.2. Космический снимок со спутника SPOT-6 40

3.1.3. Космические снимки со спутника Sentinel (май, август, июль) 41

3.1.4. Космический снимок со спутника Landsat-8 43

3.1.5. Космический снимок со спутника Ресурс-П 45

3.2. Дешифровочные признаки объектов на используемых снимках (Шилякина М.) 46

3.3. Дополнительные источники информации (Ашкатов Э.) 53

3.3.1. Картографические источники 53

3.3.2. Цифровая модель рельефа 54

3.3.3. Литературные источники 54

Глава 4. Полевые работы 56

4.1. Получение полевых данных о растительных сообществах (Развенков П.) 56

4.1.1. Описание точек наблюдений 56

4.1.2. Описание маршрутов 59

4.2. Съемка с БПЛА (Ашкатов Э.) 66

4.3. Полевые работы по созданию карт посёлка Яйлю и окрестностей. Карта использования земель (Шилякина М.) 67

4.4. Спектрометрирование (Кудрявцев А.) 68

4.4.1. Задачи полевого спектрометрирования 68

4.4.2. Нормализованный разностный вегетационный индекс NDVI 69

4.4.3. Выполнение полевых работ 69

4.4.4. Анализ полученных результатов и классификация площадок по значениям вегетационного индекса 75

4.5. Сбор планктона (Ашкатов Э.) 78

Глава 5. Обработка используемых материалов 80

5.1. Привязка и взаимное пространственное согласование снимков (Шилякина М.) 80

5.2. Создание производных вспомогательных карт по ЦМР (Ашкатов Э.) 81

5.3. Дешифрирование контуров растительности по разносезонным снимкам различного пространственного разрешения (Развенков П.) 85

5.3.1. Кластеризация 85

5.3.2. Классификация 88

5.4. Обработка данных с БПЛА (Ашкатов Э.) 92

5.5. Визуальное дешифрирование, составление детальных схем на характерные участки (Шилякина М.) 97

Глава 6. Создание итоговой карты 103

6.1. Результат полевого дешифрирования (Кудрявцев А.) 103

6.1.1. Разработка легенды 103

6.1.2. Выделение контуров 107

6.1.3. Оформление (компоновка, выбор географической основы, цветовые решения) 108

6.1.4. Анализ результата полевого дешифрирования 108

6.2. Карта использования земель (Ашкатов Э.) 110

6.3. Карта динамики (Развенков П.) 112

Заключение (Ашкатов Э.) 113

Список литературы 114

Приложение А. Ведомость спектрометрирования 115

Метки: нет меток

Обсуждение закрыто.