Школа-хозяйство.
д. Кулиш, Чунский район Иркутская область, Россия
Директор Татьяна Николаевна Немирич.
Интервью https://youtu.be/DM-oKQMQ74k
“Пройдёт немного времени и к управлению страной придут люди, которые сегодня сидят за школьными партами. Будущее российского села зависит от целей и ценностей подрастающих в селе поколений молодых людей. От подготовки молодежи к сельскохозяйственному труду зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российской деревни. Сельскохозяйственное образование должно стать обязательным компонентом общего среднего образования на селе.
Роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении социально-трудовой и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села очевидна и неоспорима.
Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Ей присущи все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.
Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие. Сейчас эта проблема без преувеличения становится проблемой национальной безопасности.
Кулишская школа-хозяйство – частица реальной жизни, школа продуктивного типа, где ученик не готовится к труду и жизни, а воспитывается трудом. В этой школе ученику даются ответы на вопросы, которые выдвигает ему жизнь, формируются такие качества личности, как жизнеспособность, трудолюбие, ответственность, организованность, любовь к крестьянскому труду.
Следуя традициям А. С. Макаренко, в школе была разработана целостная система трудового воспитания, включающая всех школьников в производительный сельскохозяйственный труд.
Цель программы – привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества и включить их в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем своими собственными силами.”
………..
Татьяна Немирич из Чунского района вошла в десятку лучших директоров России https://www.irk.kp.ru/online/news/793127/
Организаторы объявили результаты конкурса «Директор школы -2010». В десятке лучших оказалась директор ООШ № 16 деревни Кулиш (Чунский район) -Татьяна Немирич.
Татьяна получила диплом призера конкурса, денежную премию 30 000 рублей и iPad.
Татьяна Немирич в своей конкурсной работе рассказала о финансовых проблемах школы. Но директор не растерялась, организовала свое подсобное хозяйство. И теперь школа в «умирающем» селе обрела вторую жизнь.
…………
ХАРАКТЕРИСТИКА http://сельскиешколыроссии.рф/?p=11712
на Немирич Татьяну Николаевну,
директора Муниципального образовательного бюджетного учреждения
основной общеобразовательной школы №16 д. Кулиш, образование высшее педагогическое, общий стаж работы 31 год.
Немирич Татьяна Николаевна — высококвалифицированный, опытный, творчески работающий руководитель, знающий технологию управленческой деятельности, свободно владеющий теорией и практикой современного управления. Обладает активной гражданской позицией, правовой и экономической грамотностью, необходимыми психолого-педагогическими знаниями, широко их применяет в повседневной деятельности.
Несмотря на то, что школа располагается в далёкой сельской глубинке, за 23 года работы директором Татьяна Под руководством директора Татьяны Николаевны Немирич педагогам школы удалось создать уникальную образовательную систему, основанную на сельскохозяйственном труде детей и позволяющую эффективно реализовать воспитательные и развивающие возможности этого труда.
Татьяна Николаевна – человек неиссякаемой энергии и трудолюбия, её деятельность направлена на создание оптимальных условий для развития личности педагога и воспитанника, её активная жизненная позиция нацеливает весь коллектив на достижение высоких результатов, заражает их оптимизмом, стремлением двигаться вперёд.
В школе создана организационная модель, позволяющая сочетать экономически эффективное подсобное хозяйство с полноценным образовательным процессом, разработана необходимая нормативная документация, созданы авторские методические материалы по сельскому хозяйству. Содержание образовательного процесса максимально приближено к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскохозяйственному производству и социальной жизни села. Особо следует отметить накопленный опыт включения в образовательный процесс родителей, всех жителей села, организацию социально ориентированных проектов. Опыт школы описан и систематизирован, он может быть транслирован в другие образовательные учреждения благодаря подробному описанию организационной модели и методических наработок.
Основной результат деятельности школы, состоит в том, что образовательная система, которую создали и реализуют педагоги под руководством Татьяны Николаевны Немирич, способствует развитию и преобразованию сельского социума и ориентирована не на адаптацию школьника к наличному социуму, а на его включение в активную деятельность по преобразованию этого социума. Ценность педагогического опыта школы — хозяйства д. Кулиш заключается не только в дополнительных средствах на осуществление своей основной деятельности, а в удивительной воспитательной мощности производственной деятельности и производственного коллектива. Школа воспитывает детей успехом и делом, создаёт у них оптимистические установки на жизнь и на собственную судьбу.
За данный период на базе школьного подсобного хозяйства создана школьная вермиферма по производству биогумуса с помощью дождевого червя «Старатель». В основу программы элективного курса «Дождевой червь и плодородие земли» положена проблема перехода сельхозпроизводителей на биологическое (органическое) земледелие.
Выше обозначенный задел помог МОБУ ООШ № 16 д. Кулиш в 2014 году получить статус региональной пилотной площадки по реализации Концепции непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период 2020 года.
В 2014 году зарегистрирована общественная организация «Попечительский Совет школы №16 деревни Кулиш», председателем которого является Татьяна Николаевна. Следуя традициям А .С. Макаренко, попечительским советом школы была разработана целостная система трудового воспитания, включающая всех школьников в производительный сельскохозяйственный труд.
Неоднократные победы в различных конкурсах и огромный интерес к работе школы со стороны педагогической общественности — свидетельство успешности созданной образовательной системы. Разработана и введена в действие схема взаимодействия Попечительского совета со всеми участниками образовательного процесса.
Разработаны и приняты положения, которые стимулируют обучающихся, учителей и родителей проявлять активное участие в образовательном процессе.
В рамках работы Попечительского совета финансируются программы: «Я в хозяева пойду, пусть меня научат», «Юный птицевод»», «Дождевые черви и плодородие земли», «Одарённые дети», «Быть вместе, а не рядом; участвовать, а не наблюдать», «Пусть будут на речке чистые воды, и плавают в ней гусей хороводы»; «Как живёшь, ветеран?». Традиционным в нашей школе стал ежегодный праздник «Хорошо учись, весело играй, да фермерское дело знай», национальный праздник «Сабантуй» (праздник плуга) где награждаются лучшие ученики и родители по итогам года.
Кроме этого Советом рассматриваются и принимаются к реализации образовательные проекты, которые требуют привлечения дополнительных средств. Одним из приоритетных ежегодно выделяется проект ««Школьная вермиферма – стартап с эко-технологиями в образовательной деятельности»
В 2015 году победа ОО ПСШ №16 в конкурсе на реализацию социальных проектов в сфере молодежной политики «Дело молодых». На средства гранта Благотворительного Фонда имени Юрия Тена спроектирована учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения – структурное подразделение школы «Лаборатория биотехнологий и агробизнеса».
Концепт Лаборатории биотехнологий и агробизнеса отвечает вызовам современности, выполняя социальный заказ на личность продуктивного типа.
В 2016 году победа на конкурсе социально-значимых проектов «Губернское собрание общественности». Представленный руководителем организации Татьяной Немирич проект «Школа агробизнеса», получил финансовую поддержку.
В 2016 году Татьяна Николаевна приняла участие и заняла второе место на международном конкурсе А.С.Макаренко, состоявшимся в г. Якутске.
В 2017г. очередная победа в конкурсе социально-значимых проектов «Губернское собрание общественности». Представленный руководителем организации Татьяной Немирич проект «Школьная мини-пекарня «Биопай»», получил финансовую поддержку
В 2018г. победа и финансовая поддержка в конкурсе президентского гранда
Татьяна Николаевна — Почетный работник общего образования Российской Федерации» -2011г , награждена Медалью А.С. Макаренко за педагогическую доблесть – 2010г, имеет «Знак общественного поощрения»75 лет Иркутской области» -2012год .
Опыт работы школы и свой личный вклад Татьяна Николаевна публиковала в журналах «Народное образование», «Школа и производство», «Директор школы», «Воспитание школьников», «Человек и труд».
СТАТЬЯ
Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык №3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 373.1.013
ББК 74.200.52 Н503
Т. Н. Немирич д. Кулиш, Чунский район Иркутская область, Россия
ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОДУКТИВНОГО ТИПА
В данной статье говорится о перспективах развития сельской школы, делается акцент на трудовом воспитании учащихся, объясняется специфика жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось включить в процесс созидательной деятельности и, в частности, сельскохозяйственного производства, всех учеников.
Ключевые слова: производственное воспитание, социальная компетентность, сельская школа, подросток, производственная деятельность, наследие Макаренко, подсобное хозяйство, трудоустройство, экология, нравственная культура
T.N. Nemirich Chunskiy district, v.Kulish Irkutsk region, Russia
FARM-ORIENTED SCHOOL AS A CONDITION FOR THE INDIVIDUAL EFFICIENCY FORMATION
The article considers the perspectives of the country school development and dis- cusses the importance of the labour education. The author explains the specific life of
© Немирич Т.Н., 2014
the country people which value is agriculture labour. The Kulish school developed a system of labour education according to A. S. Makarenko’s traditions. Such a system made it possible to involve all pupils into a process of the co-operative activity, par- ticularly, into farming.
Key words: labour education, social competence, country school, teenager, in- dustrial activity, the Makarenko’s heritage, farm, employment assistance, ecology, moral culture.
Пройдёт немного времени и к управлению страной придут люди, которые сегодня сидят за школьными партами. Будущее российского села зависит от целей и ценностей подрастающих в селе поколений молодых людей. От подготовки молодежи к сельскохозяйственному труду зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российской деревни. Сельскохозяйственное образование должно стать обязательным компонентом общего среднего образования на селе.
Роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении социально-трудовой и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села очевидна и неоспорима.
Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Ей присущи все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.
Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие. Сейчас эта проблема без преувеличения становится проблемой национальной безопасности.
Кулишская школа-хозяйство – частица реальной жизни, школа продуктивного типа, где ученик не готовится к труду и жизни, а воспитывается трудом. В этой школе ученику даются ответы на вопросы, которые выдвигает ему жизнь,
формируются такие качества личности, как жизнеспособность, трудолюбие, ответственность, организованность, любовь к крестьянскому труду.
Следуя традициям А. С. Макаренко, в школе была разработана целостная система трудового воспитания, включающая всех школьников в производительный сельскохозяйственный труд.
Цель программы – привлечь внимание школьников к актуальным социаль- ным проблемам местного сообщества и включить их в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем своими собственными силами.
Производственный сельскохозяйственный труд был представлен одним из системообразующих подходов, положительно влияющих на формирование лич- ности современного школьника.
Школой были реализованы следующие поставленные задачи:
- Создано детско-юношеское образовательное производство;
- Обновлен образовательный процесс школы, позволивший подростку сельской школы:
- получить возможность самоутверждения в значимых для него и региона сферах деятельности;
- освоить информационные и иные способы интеллектуальной и производственной деятельности для проектирования своей будущей деятельности;
Лучшие традиции воспитания в Кулишской школе – это формирование со- ответствующих качеств личности через участие воспитуемого в реальной жизнедеятельности.
В нашем понимании не только социальная среда (особенности экономики, политики, социальной структуры общества), но и школьная микросреда (характер взаимоотношения между учителем и учеником, отношение к знаниям, труду и творчеству), оказывают значительное влияние на развитие личности, формирование особенностей ее духовного мира. Если школа даёт ребенку примеры уважительного, гуманного отношения к человеку, если она демонстрирует при- меры творческого решения жизненно важных для него проблем и, являясь но- сителем культурно-исторических традиций народа, действует в русле само-
управления и сотрудничества, то она способна привносить в жизнь каждой семьи и всего сельского социума дух творчества и служить созидательным им- пульсом. Именно от такой школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, расширении кругозора. Школа, успешно интегрированная в производственную, социальную и культурную жизнь села, невольно становится:
- организатором социально-педагогической и социокультурной деятельности, которая помогает преодолеть отчужденность детей и родителей (младшего и старшего поколений), возвращает к извечной крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;
- инициатором социальной работы с детьми и их семьями, в целях защиты и охраны детства, своевременной социально-психологической помощи всем группам сельского населения;
- институтом допрофессиональной и профессиональной подготовки, работающим в русле подготовки ребенка к жизни на селе;
- институтом поддержки детских и молодежных объединений села, играющих важную роль в личностном и социальном становлении ребенка.
- Говоря о перспективах развития сельской школы, приходится делать акцент на трудовом воспитании учащихся. Такой «крен» объясняется спецификой жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Занятость населения преимущественно в сельскохозяйственном производстве всегда определяла потребность сельских детей в специфических знаниях, умениях и навыках, которыми, кстати, их способна вооружить система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе. К сожалению, при обсуждении концепции реформирования отечественного образования наше педагогическое сообщество уделяет недостаточно внимания этому существенному вопросу. На первом месте остается – компьютеризация, тестирование, «натаскивание» школьников на ЕГЭ и некоторые другие чисто технологические аспекты, тогда как о необходимой на селе допофессиональной и профессиональной подготовке молодежи речи фактически не идет. Это может привести к тому, что основная
масса сельского населения в скором будущем будет не способна себя обеспечить необходимым продовольствием.
- Современной общественности следовало бы осознать, что школа — фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития села. Какие же идеи концептуального характера могут быть положены в основу развития нашей школы? Приведем важнейшие из них:
- сельское образование имеет свою специфику, суть которой заключается в подготовке учащихся к жизни на селе;
- сельская школа является важным компонентом системы непрерывного сельскохозяйственного образования;
- модернизация содержания школьного образования на селе может дать эффект лишь во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села;
- сельскохозяйственное образование (пусть в минимальном объеме) является неотъемлемой частью основного и общего среднего образования;
- подготовка школьников к сельскохозяйственному труду должна рассматриваться как разновидность вариативного образования на селе;
- равноценность предметно-профильной и профессионально-профильной подготовки сельских школьников составляет особенность профильного обучения на селе;
- развитие сельхозпроизводства, социокультурной, образовательной, досуговой деятельности на базе школы следует рассматривать как направления развития конкурентоспособности юных селян.
- Исторический, да и современный опыт позволяют сделать вывод о том, что стать движущей силой социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может не за счет технологических инноваций типа компьютерных классов, а лишь при условии создания неких приоритетов в воспитательной работе. Педагогам сельской школы следует обратить особое внимание на:
- воспитание детей и молодежи в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле-кормилице и к труду (так было испокон веков);
- формирование конкурентоспособной личности на основе изучения крестьянских (религиозно-нравственных и демократических) ценностей;
- вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками необходимыми для жизни в агросоциуме;
- подготовку учащихся к успешной деятельности в условиях многоукладной экономики;
- осуществление допрофессиональной либо профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;
- формирование мотивации к успешной деятельности в условиях села;
- организацию социально-педагогической работы с детьми, подростками, молодежью и семьями;
- выдвижение и реализацию проектов и программ, способствующих обустройству населения, решению его культурных, экологических, социальных проблем;
- предоставление базы для организации семейного и молодежного досуга. Решая столь сложные задачи, школа должна будет налаживать добрососедские и деловые связи с производственными объединениями и социокультурными объектами села. Чтобы у читателя не возникло ощущение о полной оторван- ности автора изложенных идей от жизненных реалий, остановимся на опыте Кулишской школы. Здесь уже с 90-х годов развернулась активная социально- педагогическая деятельность, направленная на минимизацию последствий кризиса, которым было поражено общество. Прежде всего, следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось включить в процесс созидательной деятельности и, в частности, сельскохозяйственного производства, всех учеников. С участием ребят было разработано пять проектов, четыре из которых вскоре были признаны социально значимыми и получили материальную поддержку на областном уровне. Основная деятельность была развернута по направлениям, которые сами школьники считали очень важными, а именно:
- «Как нам сохранить село», «Быть вместе, не рядом; участвовать, а не наблюдать» (эти два проекта, в основном были рассчитаны на оказание помощи ветеранам, людям пожилого возраста);
- «Парк радости и надежды» (благоустройство пришкольного участка для организации совместного досуга взрослых и детей);
- «Я в хозяева пойду, пусть меня научат!» и «Юный птицевод» (эти про- граммы направлены на реализацию молодежной политики села);
- «Давайте дружно жить да здоровьем дорожить!», «Пусть в реке текут чистые воды и плывут гусей хороводы» (пропаганда принципов здорового образа жизни среди молодежи, экологическая проблематика).
Задачи, решаемые по линии проектной деятельности, конечно же, не ограничивались пусть и благородными, но чисто утилитарными целями благо- устройства территории школы или села. Как и положено педагогам, мы старались помнить и о проблемах воспитания гражданина ответственного за свою малую родину, о необходимости улучшения духовно-нравственной атмосферы села. Хочется особо сказать об одном важном начинании, без которого невозможной оказалась бы реализация намеченных нами целей: у нас в школе было создано свое подсобное хозяйство. Уже два десятилетия наши учащиеся в его рамках овладевают навыками сельскохозяйственного труда и одновременно учатся науке бесконфликтного взаимодействия.
Для объективной оценки эксперимента, проводимого в нашей школе, были выработаны критерии его успешности:
- степень удовлетворенности детей, родителей и педагогов работой школы;
- наличие позитивной мотивации к учебному и производительному труду, получению будущей профессии;
- увеличение производительности и повышение качества производимой продукции;
- повышение успеваемости и воспитанности учащихся, стремление к само- развитию;
- участие учащихся в конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня;
- участие родителей (совместно с детьми) в школьных делах;
- укрепление материально-технической базы школы как центра профессиональной подготовки.
На сегодняшний день именно образование — «локомотив», который способен «вытащить» российское село из затяжного кризиса.
В результате экспериментальной деятельности по модернизации технологического образования сельской общеобразовательной школы сформулированы рекомендации по совершенствованию технологического образования. Процесс технологического образования в сельской общеобразовательной школе станет эффективным, если:
- будет сформирована принципиально новая модель учебного плана сельской школы, существенно отличающаяся от учебного плана городской школы, учитывающая образовательные потребности учащихся, поступающих в высшие учебные заведения и получающих рабочие сельскохозяйственные профессии на базе школы;
- в сельских муниципальных образованиях будут созданы ресурсные центры с целью начальной профессиональной подготовки старшеклассников и не- работающей молодёжи сельского микросоциума, переподготовки кадров в форме различных информационных сред;
- на уровне области, муниципалитетов и предприятий АПК будет организационно и материально поддерживаться производственно-предпринимательская деятельность школьных трудовых объединений учащихся:
- доходы от производительного труда школьников (включая заработную плату учащихся) будут освобождены от налогов;
- при достаточном обеспечении сельскохозяйственным оборудованием школы могут в полном объёме удовлетворить потребность образовательных учреждений в овощах в течение всего учебного года, получать прибыль от ведения производственной деятельности, обеспечивать рабочими местами под- ростков в летний каникулярный период, обеспечивать связь теоретических знаний учащихся с практическими навыками, необходимыми сельскому жителю.
Необходимо также просчитать экономическую целесообразность начальной профессиональной подготовки старшеклассников на базе общеобразовательных школ, учитывая:
- материальную оснащённость процесса подготовки школьников рабочим специальностям;
- введение в штат общеобразовательных школ мастеров производственного обучения с изменением условий оплаты их труда.
Использование опыта Кулишской основной школы может принести значительную пользу любой сельской школе в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык №3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)