История зарубежных экопоселений. 15 10 2019г

История зарубежных альтернативных поселений.

….. « Первая волна « создания поселений в виде « общин « , « коммун « относится к послевоенному периоду, конец 40-х и начало 50-х (окончание мировой войны). « Вторая Волна « относится 60м-70м годам (война во Вьетнаме, марши протеста), Там активно разрабатываются альтернативные (не капиталистические) экономические модели с попыткой их практического претворения в виде самообразования поселений по социальной и экономической структуре, более соответствующих определению « общины « , « коммуны « . В США около 2000 поселений образуется в виде « коммун « в период политической моды на коммунистические и анархические идеологии.

Из личных архивов. Статья написана в начале века..

Предисловие.

Сайт экопоселения «The farm» созданный группой хиппи в 70гг прошлого века.

http://www.thefarm.org/about-our-community/basic-beliefs-agreements/

Основные Убеждения И Соглашения

Мы живем в сообществе, и наше уважение к жизни всегда было центральным для наших общих путей. В фермерском сообществе люди могут жить вместе и следовать духовному пути, который включает в себя, но не ограничивается следующими убеждениями и соглашениями:

 

Мы верим, что существуют нематериальные планы бытия или уровни сознания, которые каждый может испытать, и высшим из них является духовный план. Мы верим, что все мы-одно, что материальное и духовное-одно, а дух тождествен и един во всем творении.

Мы верим, что брак, деторождение и смерть-это таинства нашей Церкви. Мы согласны с тем, что воспитание детей и уход за престарелыми-это святая обязанность.

Мы считаем, что быть правдивым и сострадательным-это инструмент для того, чтобы жить вместе в мире и как сообщество. Мы согласны быть честными и сострадательными в наших отношениях друг с другом.

Мы верим в ненасилие и пацифизм и сознательно выступаем против войны. Мы согласны разрешать любые конфликты или разногласия ненасильственным способом. Мы согласны не держать никакого оружия в общине.

Мы считаем, что вегетарианство является наиболее экологически чистым и гуманным образом жизни для планеты, но то, что человек ест, не диктует его духовность. Мы согласны с тем, что домашний скот, рыба или домашняя птица не будут выращиваться в общине для забоя.

Мы считаем, что злоупотребление любым веществом является контрпродуктивным для достижения высокого уровня сознания. Мы согласны стремиться к высокому сознанию в нашей повседневной жизни.

Мы верим, что земля священна. Мы согласны уважать леса, поля, ручьи и дикую природу, которые находятся под нашей опекой. Мы согласны с тем, что община является заповедником дикой природы без охоты для спорта или пищи.

Мы считаем, что человечество должно измениться, чтобы выжить. Мы согласны участвовать в этом изменении, принимая обратную связь о себе.

Мы верим, что мы, индивидуально и коллективно, создаем свой собственный жизненный опыт. Мы согласны взять на себя личную ответственность за наши действия.

Мы считаем, что внутренний мир является основой для мира во всем мире.

Это заявление было написано отдельными лицами, работающими в комитете членов фермы и основано на заявлениях, найденных в “людях этого сезона” и других исторических документах фермы.

………..

Материал подготовлен по моей просьбе группой авторов: В.В.Степановой (Москва), О.В. Семеновой (Ростов) и В.А. Сафонова (Ростов) на основе материалов, размещенных на официальных веб-сайтах крупнейших западных поселений, www.thefarm.org www.plasson.com и др., на базе данных Глобальной Сети Экодеревень (GEN). В справке использованы данные социологического словаря британского издания « Пингвин « , составленного профессором социологии Ланкастерского университета Николасом Аберкромби – стр.131,140, 197.

 

История альтернативных поселений за рубежом.

« Первая волна « создания поселений в виде « общин « , « коммун « относится к послевоенному периоду, конец 40-х и начало 50-х (окончание мировой войны). « Вторая Волна « относится 60м-70м годам (война во Вьетнаме, марши протеста), Там активно разрабатываются альтернативные (не капиталистические) экономические модели с попыткой их практического претворения в виде самообразования поселений по социальной и экономической структуре, более соответствующих определению « общины « , « коммуны « . В США около 2000 поселений образуется в виде « коммун « в период политической моды на коммунистические и анархические идеологии. « Третьей волной « можно обозначить движение создания экологических поселений, плавный переход выживших « коммун « , « общин « в статус « экологических « поселений, а также выделение не урбанистического уклада жизни групп людей, исторически объединенных родовыми и/или территориальными признаками, проживающих в условиях минимального использования традиционных энергоносителей, или же их полного отсутствия в статус « экологических деревень « . Так, Международная Глобальная Сеть Экопоселений, конфедерация, объединяющая и координирующая экологическое движение и деятельность большинства современных крупнейших международных экологических поселений, фиксирует наличие около 66 экологических поселений в США, 16 в Канаде, 24 в Австралии, 5 в Финляндии, 19 в Германии, 10 в Испании, 12 в Италии. Цифры, зафиксированные по 42 странам мира, даны в основном, либо на самые крупные и долго существующие (не менее 10 лет) экопоселения, либо на координационные экологические центры. Так, по России, заявлено лишь 3 экопоселения, хотя, в настоящий момент, по разным источникам, только за последние два года, в России создано и функционирует более двух десятков проектных групп создающих альтернативные поселения, которые по многим критериям попадают в категорию « экологические « . Классификация зарубежных поселений. Процесс исторического развития действительно резко ускорился. По истории развития альтернативных поселений можно как в исследовательской лаборатории проследить способность к выживанию малых групп ( « социальных систем « ). Это очень перспективное направление позволяет в короткие сроки смоделировать и выбрать наиболее успешные модели. Зарубежные альтернативные поселения можно условно и очень приблизительно разделить на анархические, религиозные (духовные), коммуны и общины и экопоселения. Анархические, отрицающие любые организационные и управленческие формы существования (нет правил, регулировок, инструкций, любой человек может вступить в ряды, выйти из рядов). Как правило, носят деструктивный характер и ввиду отсутствия правил и регулировок стихийно возникают и не существуют долго. Религиозные (духовные) поселения. Имеют, как правило, жесткую иерархию, подчиняются четким религиозным (духовным) правилам-обрядам, традициям и если не противоречат политическим интересам общества, а также, если не запрещены существующими господствующими, т.е. официально признанными государством религиозными течениями, существуют долго. В России это « секта-община « Виссариона ( « нового Христа « ). Не признана и проклята блюстителями чистоты веры православной церкви, но существует в виде несколько поселений на Алтае. Имела на старте зарубежный грант на развитие инфраструктуры. Общинные поселения. Существует в виде коммун, кооперативов, семейных предприятий, команд малого и среднего частного и корпоративного бизнеса. Есть общины сельского и городского типа. Они объединены либо общественной собственностью на средства производства, либо общими бизнес-программами. Ядро общин проживает постоянно на закрепленных за ними земельных территориях. Действуют в рамках законов, местного или федерального уровня управления. Они и являются сегодня наиболее успешно, динамично и устойчиво развивающимися формами альтернативного способа экономического и социального существования больших формаций людей в условиях западного общества. Сегодня из этих поселений выделяются экологические поселения. Экологические поселения. Основные отличия экологических поселений от других типов поселений, в частности « коммун « , « общин « заключаются в отсутствии политической или религиозной направленности, идеологий и нацелено главным образом на создание самодостаточного (замкнутого) экологического, технологического, энергосберегающего и экономического цикла жизнеобеспечения поселения на базе гармоничного и бережного отношения к природе, окружающей среде, создания и использования альтернативных биотехнологичных систем, обеспечивающих биоутилизацию отходов, очищение, защиту окружающей природной среды и рационального рекреативного использования природных ресурсов. Члены экологических поселений, по исследованиям социологов и психологов, характеризуются как интеллектуальные, высокообразованные индивидуумы, обладающие позитивной жизненной позицией, принимающие активное участие в политической, экономической и социальной жизни страны и ведущие здоровый образ жизни.

Ферма ( « The Farm» )

Большинство выживших общин « , коммун 60-70-х годов, обрели в настоящее время статус экологических поселений, их характеризует неуклонный рост показателей сельскохозяйственного производства, расширение строительного и, энергосберегающего бизнеса, а также развитие различных технологий по утилизации отходов жизнедеятельности и бизнес проектов на базе экологических « ноу-хау « технологий, укреплением социальной сферы жизни, общность взглядов и интересов, направленных на защиту и бережное отношение к окружающей природной среде и друг другу. Так, американская коммуна « ФЕРМА « , созданная в 1971 г., успешно развивается вплоть до настоящего времени на территории в 1750 акров (штат Теннесси, близ города Саммертаун). В третий год своего существования Ферма достигла чистого дохода в 250 тысяч ам. долларов только от продажи произведенной сельхозпродукции в общей прибыли на миллион долларов. Численность « Фермы « в 1973 году составляла 500 членов, в 1975 году – 1000членов, в 1979 году – 1250 членов, к 1980 году вокруг « Фермы « появляется 10 сателлитов с общей численностью членов – 1400 человек, в 1985 году – 220 членов, сейчас 280 со строгим равным соотношением мужчин и женщин Пройдя путь от коммуны с обобществленным способом производства, перевалив через проблемы коррупции и неэффективности работы управленческого аппарата. Ферма в настоящее время перешла к смешанному способу производства, когда часть средств принадлежит отдельным членам (семьям) а часть аккумулируется т.н. « Вторым Фондом « Все заработки от бизнеса, поступающие на счет « Второго Фонда « делятся следующим образом. Бухгалтер снимет проценты (15%) на пенсионный фонд (от 65 лет), административные расходы, непредвиденные расходы и рост общего благосостояния членов, а также проценты на совместные планы по расходам (централизованные текущие закупки необходимым продуктов питания, строительных материалов, древесины и др.), после соответствующих вычетов остатки распределяются по персональным счетам семей и им выдаются ваучеры на их личные расходы, по которым также ведется мониторинг, обеспечивающий реальную закупочную емкость общины. Такая структура ведения хозяйства по федеральным законам классифицируется как корпорация « монастырь « , компания, основанная на единых религиозных принципах, имеющая общественную собственность на средства производства, комбинированные источники доходов, общественную казну, в которой каждый имеет равную долю. Такая форма деятельности освобождает корпорации « монастыри « от налогов по медицинскому и социальному страхованию, т.к. их работники работают на повышение собственного благосостояния и сами формируют пенсионные и другие социальные фонды в рамках своей деятельности. Однако, « Второй Фонд « обязывает своих членов отчислять 40четвертей своих доходов в федеральные медицинские и социальные страховые программы для того, чтобы иметь доступ к федеральным благам и привилегиям, обычно, это составляет 617 ам.дол. в квартал и 2468 ам. долларов в год для тех, кому нужна такая федеральная поддержка. На пятый год развития федеральная налоговая служба IRS полностью одобрила и окончательно приняла бухгалтерскую методику отчетности « Второго Фонда « . Активы « Второго Фонда « в два раза превышают активы « Фермы « за счет преимуществ плановой централизованной экономики и обобществления собственности. Пенсионный фонд « Второго Фонда « позволяет выплачивать 2000 ам.долларов в месяц, эти деньги реинвестируются под небольшие проценты в бизнес « Второго Фонда « , который в свою очередь инвестирует в настоящее время большинство бизнес-проектов « Фермы « .2.4. .Бизнес-программы « Фермы « . Экономические направления, обеспечивающие финансовую независимость, самоокупаемость « Ферма « развивает по 12 основным направлениям своей бизнес деятельности: Издательская деятельность (здоровый образ жизни, вегетарианство, история Америки, культура, этнография, медицина и др. книги, распространяются через крупнейший американский электронный магазин « Амазон « или на заказ по каталогус доставкой через компанию « Заказ по каталогу « , принадлежащей « Ферме « , стоимость одной книги в электронном магазине « Амазон « составляет минимум 10 долларов). Выпуск техники. Компания « S.E.International « , производящая счетчики радиоактивного заражения, награждена Американским Торговым Департаментом сертификатом « За достижения в экспорте « в 2000 году. Она попала в лидирующее число 50 лучших компаний из 9 миллиона аналогичных американских компаний, созданных женщинами или национальными меньшинствами. Первая компания в штате Теннесси, удостоенная такой высокой награды. Деятельность по выращиванию и продажи сельхозпродукции Деятельность по строительству экологического жилья с применением энергосберегающих технологий Деятельность по разработке и применения технологий утилизации продуктов жизнедеятельности человека, промышленных, торговых и бытовых отходов, очистки воздуха от загрязнения. Торговая деятельность Сеть вегетарианских ресторанов Образовательная деятельность по экологическим, экономическим, социальным, психологическим и медицинским вопросам Гостиничный бизнес и другие. Изложенный материл указывает на наличие у экопоселения « Ферма « (США) богатого опыта в различных областях экономики, социальной, образовательной и культурной сферы. Опыт, который может быть тиражирован и успешно использован при создании поселений в России.

 

История зарубежных альтернативных поселений.

Из личных архивов. Статья написана в начале века..

Предисловие.

Сайт экопоселения «The farm» созданный группой хиппи в 70гг прошлого века.

http://www.thefarm.org/about-our-community/basic-beliefs-agreements/

Основные Убеждения И Соглашения

Мы живем в сообществе, и наше уважение к жизни всегда было центральным для наших общих путей. В фермерском сообществе люди могут жить вместе и следовать духовному пути, который включает в себя, но не ограничивается следующими убеждениями и соглашениями:

 

Мы верим, что существуют нематериальные планы бытия или уровни сознания, которые каждый может испытать, и высшим из них является духовный план. Мы верим, что все мы-одно, что материальное и духовное-одно, а дух тождествен и един во всем творении.

Мы верим, что брак, деторождение и смерть-это таинства нашей Церкви. Мы согласны с тем, что воспитание детей и уход за престарелыми-это святая обязанность.

Мы считаем, что быть правдивым и сострадательным-это инструмент для того, чтобы жить вместе в мире и как сообщество. Мы согласны быть честными и сострадательными в наших отношениях друг с другом.

Мы верим в ненасилие и пацифизм и сознательно выступаем против войны. Мы согласны разрешать любые конфликты или разногласия ненасильственным способом. Мы согласны не держать никакого оружия в общине.

Мы считаем, что вегетарианство является наиболее экологически чистым и гуманным образом жизни для планеты, но то, что человек ест, не диктует его духовность. Мы согласны с тем, что домашний скот, рыба или домашняя птица не будут выращиваться в общине для забоя.

Мы считаем, что злоупотребление любым веществом является контрпродуктивным для достижения высокого уровня сознания. Мы согласны стремиться к высокому сознанию в нашей повседневной жизни.

Мы верим, что земля священна. Мы согласны уважать леса, поля, ручьи и дикую природу, которые находятся под нашей опекой. Мы согласны с тем, что община является заповедником дикой природы без охоты для спорта или пищи.

Мы считаем, что человечество должно измениться, чтобы выжить. Мы согласны участвовать в этом изменении, принимая обратную связь о себе.

Мы верим, что мы, индивидуально и коллективно, создаем свой собственный жизненный опыт. Мы согласны взять на себя личную ответственность за наши действия.

Мы считаем, что внутренний мир является основой для мира во всем мире.

Это заявление было написано отдельными лицами, работающими в комитете членов фермы и основано на заявлениях, найденных в “людях этого сезона” и других исторических документах фермы.

………..

Материал подготовлен по моей просьбе группой авторов: В.В.Степановой (Москва), О.В. Семеновой (Ростов) и В.А. Сафонова (Ростов) на основе материалов, размещенных на официальных веб-сайтах крупнейших западных поселений, www.thefarm.org www.plasson.com и др., на базе данных Глобальной Сети Экодеревень (GEN). В справке использованы данные социологического словаря британского издания « Пингвин « , составленного профессором социологии Ланкастерского университета Николасом Аберкромби – стр.131,140, 197.

 

История альтернативных поселений за рубежом.

« Первая волна « создания поселений в виде « общин « , « коммун « относится к послевоенному периоду, конец 40-х и начало 50-х (окончание мировой войны). « Вторая Волна « относится 60м-70м годам (война во Вьетнаме, марши протеста), Там активно разрабатываются альтернативные (не капиталистические) экономические модели с попыткой их практического претворения в виде самообразования поселений по социальной и экономической структуре, более соответствующих определению « общины « , « коммуны « . В США около 2000 поселений образуется в виде « коммун « в период политической моды на коммунистические и анархические идеологии. « Третьей волной « можно обозначить движение создания экологических поселений, плавный переход выживших « коммун « , « общин « в статус « экологических « поселений, а также выделение не урбанистического уклада жизни групп людей, исторически объединенных родовыми и/или территориальными признаками, проживающих в условиях минимального использования традиционных энергоносителей, или же их полного отсутствия в статус « экологических деревень « . Так, Международная Глобальная Сеть Экопоселений, конфедерация, объединяющая и координирующая экологическое движение и деятельность большинства современных крупнейших международных экологических поселений, фиксирует наличие около 66 экологических поселений в США, 16 в Канаде, 24 в Австралии, 5 в Финляндии, 19 в Германии, 10 в Испании, 12 в Италии. Цифры, зафиксированные по 42 странам мира, даны в основном, либо на самые крупные и долго существующие (не менее 10 лет) экопоселения, либо на координационные экологические центры. Так, по России, заявлено лишь 3 экопоселения, хотя, в настоящий момент, по разным источникам, только за последние два года, в России создано и функционирует более двух десятков проектных групп создающих альтернативные поселения, которые по многим критериям попадают в категорию « экологические « . Классификация зарубежных поселений. Процесс исторического развития действительно резко ускорился. По истории развития альтернативных поселений можно как в исследовательской лаборатории проследить способность к выживанию малых групп ( « социальных систем « ). Это очень перспективное направление позволяет в короткие сроки смоделировать и выбрать наиболее успешные модели. Зарубежные альтернативные поселения можно условно и очень приблизительно разделить на анархические, религиозные (духовные), коммуны и общины и экопоселения. Анархические, отрицающие любые организационные и управленческие формы существования (нет правил, регулировок, инструкций, любой человек может вступить в ряды, выйти из рядов). Как правило, носят деструктивный характер и ввиду отсутствия правил и регулировок стихийно возникают и не существуют долго. Религиозные (духовные) поселения. Имеют, как правило, жесткую иерархию, подчиняются четким религиозным (духовным) правилам-обрядам, традициям и если не противоречат политическим интересам общества, а также, если не запрещены существующими господствующими, т.е. официально признанными государством религиозными течениями, существуют долго. В России это « секта-община « Виссариона ( « нового Христа « ). Не признана и проклята блюстителями чистоты веры православной церкви, но существует в виде несколько поселений на Алтае. Имела на старте зарубежный грант на развитие инфраструктуры. Общинные поселения. Существует в виде коммун, кооперативов, семейных предприятий, команд малого и среднего частного и корпоративного бизнеса. Есть общины сельского и городского типа. Они объединены либо общественной собственностью на средства производства, либо общими бизнес-программами. Ядро общин проживает постоянно на закрепленных за ними земельных территориях. Действуют в рамках законов, местного или федерального уровня управления. Они и являются сегодня наиболее успешно, динамично и устойчиво развивающимися формами альтернативного способа экономического и социального существования больших формаций людей в условиях западного общества. Сегодня из этих поселений выделяются экологические поселения. Экологические поселения. Основные отличия экологических поселений от других типов поселений, в частности « коммун « , « общин « заключаются в отсутствии политической или религиозной направленности, идеологий и нацелено главным образом на создание самодостаточного (замкнутого) экологического, технологического, энергосберегающего и экономического цикла жизнеобеспечения поселения на базе гармоничного и бережного отношения к природе, окружающей среде, создания и использования альтернативных биотехнологичных систем, обеспечивающих биоутилизацию отходов, очищение, защиту окружающей природной среды и рационального рекреативного использования природных ресурсов. Члены экологических поселений, по исследованиям социологов и психологов, характеризуются как интеллектуальные, высокообразованные индивидуумы, обладающие позитивной жизненной позицией, принимающие активное участие в политической, экономической и социальной жизни страны и ведущие здоровый образ жизни.

Ферма ( « The Farm» )

Большинство выживших общин « , коммун 60-70-х годов, обрели в настоящее время статус экологических поселений, их характеризует неуклонный рост показателей сельскохозяйственного производства, расширение строительного и, энергосберегающего бизнеса, а также развитие различных технологий по утилизации отходов жизнедеятельности и бизнес проектов на базе экологических « ноу-хау « технологий, укреплением социальной сферы жизни, общность взглядов и интересов, направленных на защиту и бережное отношение к окружающей природной среде и друг другу. Так, американская коммуна « ФЕРМА « , созданная в 1971 г., успешно развивается вплоть до настоящего времени на территории в 1750 акров (штат Теннесси, близ города Саммертаун). В третий год своего существования Ферма достигла чистого дохода в 250 тысяч ам. долларов только от продажи произведенной сельхозпродукции в общей прибыли на миллион долларов. Численность « Фермы « в 1973 году составляла 500 членов, в 1975 году – 1000членов, в 1979 году – 1250 членов, к 1980 году вокруг « Фермы « появляется 10 сателлитов с общей численностью членов – 1400 человек, в 1985 году – 220 членов, сейчас 280 со строгим равным соотношением мужчин и женщин Пройдя путь от коммуны с обобществленным способом производства, перевалив через проблемы коррупции и неэффективности работы управленческого аппарата. Ферма в настоящее время перешла к смешанному способу производства, когда часть средств принадлежит отдельным членам (семьям) а часть аккумулируется т.н. « Вторым Фондом « Все заработки от бизнеса, поступающие на счет « Второго Фонда « делятся следующим образом. Бухгалтер снимет проценты (15%) на пенсионный фонд (от 65 лет), административные расходы, непредвиденные расходы и рост общего благосостояния членов, а также проценты на совместные планы по расходам (централизованные текущие закупки необходимым продуктов питания, строительных материалов, древесины и др.), после соответствующих вычетов остатки распределяются по персональным счетам семей и им выдаются ваучеры на их личные расходы, по которым также ведется мониторинг, обеспечивающий реальную закупочную емкость общины. Такая структура ведения хозяйства по федеральным законам классифицируется как корпорация « монастырь « , компания, основанная на единых религиозных принципах, имеющая общественную собственность на средства производства, комбинированные источники доходов, общественную казну, в которой каждый имеет равную долю. Такая форма деятельности освобождает корпорации « монастыри « от налогов по медицинскому и социальному страхованию, т.к. их работники работают на повышение собственного благосостояния и сами формируют пенсионные и другие социальные фонды в рамках своей деятельности. Однако, « Второй Фонд « обязывает своих членов отчислять 40четвертей своих доходов в федеральные медицинские и социальные страховые программы для того, чтобы иметь доступ к федеральным благам и привилегиям, обычно, это составляет 617 ам.дол. в квартал и 2468 ам. долларов в год для тех, кому нужна такая федеральная поддержка. На пятый год развития федеральная налоговая служба IRS полностью одобрила и окончательно приняла бухгалтерскую методику отчетности « Второго Фонда « . Активы « Второго Фонда « в два раза превышают активы « Фермы « за счет преимуществ плановой централизованной экономики и обобществления собственности. Пенсионный фонд « Второго Фонда « позволяет выплачивать 2000 ам.долларов в месяц, эти деньги реинвестируются под небольшие проценты в бизнес « Второго Фонда « , который в свою очередь инвестирует в настоящее время большинство бизнес-проектов « Фермы « .2.4. .Бизнес-программы « Фермы « . Экономические направления, обеспечивающие финансовую независимость, самоокупаемость « Ферма « развивает по 12 основным направлениям своей бизнес деятельности: Издательская деятельность (здоровый образ жизни, вегетарианство, история Америки, культура, этнография, медицина и др. книги, распространяются через крупнейший американский электронный магазин « Амазон « или на заказ по каталогус доставкой через компанию « Заказ по каталогу « , принадлежащей « Ферме « , стоимость одной книги в электронном магазине « Амазон « составляет минимум 10 долларов). Выпуск техники. Компания « S.E.International « , производящая счетчики радиоактивного заражения, награждена Американским Торговым Департаментом сертификатом « За достижения в экспорте « в 2000 году. Она попала в лидирующее число 50 лучших компаний из 9 миллиона аналогичных американских компаний, созданных женщинами или национальными меньшинствами. Первая компания в штате Теннесси, удостоенная такой высокой награды. Деятельность по выращиванию и продажи сельхозпродукции Деятельность по строительству экологического жилья с применением энергосберегающих технологий Деятельность по разработке и применения технологий утилизации продуктов жизнедеятельности человека, промышленных, торговых и бытовых отходов, очистки воздуха от загрязнения. Торговая деятельность Сеть вегетарианских ресторанов Образовательная деятельность по экологическим, экономическим, социальным, психологическим и медицинским вопросам Гостиничный бизнес и другие. Изложенный материл указывает на наличие у экопоселения « Ферма « (США) богатого опыта в различных областях экономики, социальной, образовательной и культурной сферы. Опыт, который может быть тиражирован и успешно использован при создании поселений в России.

 

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.