Кулясовы. Прикладная экосоциология на Русском севере

Кулясовы. Прикладная экосоциология на Русском Севере

Ссылка на статью: https://medium.com/country-side-settlers/кулясовы-прикладная-экосоциология-на-русском-севере-6406d99e6c84

 

 

Sergey DmitrievFollow

Oct 16, 2018

 

Супруги Иван (выпускник Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института) и Антонина (кандидат экономических наук — СПбГУ) Кулясовы работают как учёные (экология и социология, традиционная культура) с одной стороны, с другой— они живут в деревне (пермакультурный огород, пасека, куры, козы, корова, лошадь).

 

Иван Кулясов. Фото: Антонина Кулясова
Иван Кулясов. Фото: Антонина Кулясова
Антонина Кулясова.
Антонина Кулясова.

Их наука — наука в действии. Исследования имеют прикладной характер по развитию сельской среды и экопоселений, а также защите лесов (проектыпубликации). Их навыки ведения хозяйства и знания об экологии открыты для всех заинтересованных — это проекты “Школа деревенского хозяина” и “Лесная школа” и приём волонтеров из разных стран.

Исследовать экопоселения Кулясовы начали ещё в 90-х годах (есть, например, их статьи об одной из старейших переселенческих историй в России —общине на озере Тиберкуль). Собственное экопоселение “Большой камень” супруги основали на Вологодчине — хотя затем вынуждены были переехать, так как свободной земли рядом с родным домом Антонины не нашлось.

Сейчас, вот уже четвертый год, они живут в деревне в срединной части Архангельской области — в Устьянском районе. Есть земля и хорошо сохранившиеся северные дома — поэтому тут рады новым соседям. От Москвы и Петербурга до ближайшей ж/д станции в посёлке Кизема (около 2900 жителей) поезд идёт около суток, далее 23 км по грунтовой дороге и 1,5 км пешком.

Часть деревни, где живут Кулясовы находится по другую сторону реки от дороги. На автомобиле можно проехать только зимой — по льду. Фото: ???
Часть деревни, где живут Кулясовы находится по другую сторону реки от дороги. На автомобиле можно проехать только зимой — по льду. Фото: ???

В деревне есть местные жители. Среди них — Александр Алексеевич Казаков специалист по дереву, он сохраняет мастерство изготовления лодок-долблёнок (см. ещё фото), а для детей создаёт развивающие игрушки-головоломки “пониматика”.

 

Лодка долблёнка из цельного ствола осины. Фото: А.А. Казаков
Лодка долблёнка из цельного ствола осины. Фото: А.А. Казаков

Александр Алексеевич кроме того депутат муниципального совета. Он и пригласил Антонину Кулясову в свою деревню. В моей практике это пока уникальный случай, когда инициатором и активным соучастником создания новой сельской формы жизни становится местный житель.

 

Вид на деревню. Лодка-долблёнка А.А. Казакова. Фото из альбома семейного эковыезда “Живая деревня 2017”
Вид на деревню. Лодка-долблёнка А.А. Казакова. Фото из альбома семейного эковыезда “Живая деревня 2017”

Три года подряд Антонина и соратники делали “школу деревенского хозяина” для детей из соседних деревень. Идея была в том, чтобы показать им, что жить своим хозяйством на земле действительно большая ценность и дать представление о природосообразном земледелии и бережном отношении к природе на стыке традиционных и современных подходов. То есть создать противовес обычному сельскому представлению, что “детей обязательно нужно выпихнуть в город, чтобы они там состоялись”.

Постепенно через экологически-ориентированные события и программы вокруг деревни формируется сообщество. Кроме собственных событий начали принимать и гостевые — летом 2018 г. место стало площадкой для волонтёрского эколого-просветительского лагеря “Просвет” Алины Кольовски. Задача лагеря была помочь c подготовкой пространства для учебного центра “Лесная школа” (см. интервью Алины с Антониной и Игорем Морковкиным — сооснователем центра). Участвовало около 90 человек.

Проекты ведет зарегистрированное старожилами и новоприбывшими некоммерческое партнерство Региональная Сеть Устойчивого Развития Села (РеСУРС). Хозяйство этого объединения включает 7 га земли в процессе оформления и четыре больших деревенских дома с участками. Один из домов используется как общий.

Подвижной парк:

  • автомобиль “буханка”,
  • два трактора
  • и лошадь “Звёздочка” с повозками и санями.

Были эксперименты с альтернативной энергетикой (ветряк, 2 солнечные батареи и солнечный коллектор).

 

Будни. Вид на общий дом. Фото: Иван Кулясов
Будни. Вид на общий дом. Фото: Иван Кулясов
Коза Рогатка и лошадь Звёздочка. Фото: Станислав Анкудинов
Коза Рогатка и лошадь Звёздочка. Фото: Станислав Анкудинов

Соседи — в Устьянском районе есть деревня Большое Пенье, где 3 молодых семьи из этого же района сделали маленькое сообщество. Это местные, которые из более крупных поселков переехали в небольшую деревню. Кулясовы дружат с ними. В соседнем Коношском районе есть поселение родовых поместий Лепота (основано в 2005 году). Правда, соседи это не близкие — по автодороге 330 км. На сегодня тут две семьи. Одна зимующая, вторая проживает весенне-осенний период года. Еще по соседству есть питомник ценных и лекарственных растений “Северный” Виктора Терехина.

Антонина Кулясова успевает возделывать огород и заниматься международной и общественной деятельностью. Она одна из соучредителей Российского Союза Экопоселений и Экоинициатив GEN-Russia. В 2017 и 2018 годах этот союз и НП РеСУРС, выступили соорганизаторами погружений “Экофилософия. На грани”.

 

Изображение из фотоальбома “Погружения” в ВК.
Изображение из фотоальбома “Погружения” в ВК.

 

50 человек из 5 стран встретились в деревне Кулясовых, чтобы критически осмыслить и прожить не очевидные вопросы взаимодействия природы и человечества в настоящем и будущем. В том числе, вопрос о цивилизации как таковой — см. исследование Игоря Польского из команды “погружения”.

За три года моего собственного “погружения” в жизнь в сельской местности я пришёл к похожему вопросуоб этом уже в моём тексте про Homo Sapiens и Homo Systemus).

Антонина — активный участник социальной палаты технического комитета Российского отделения лесного попечительского совета (FSC — Forest Stewardship Council). О специфике работы FSC в России можно узнать из этой статьи Антонины и Ивана.

С 2010 года Антонина координирует изыскания и подготовку документов для создания особо охраняемой территории — природного парка в Устьянском районе.

Иван Кулясов ведёт исследовательскую деятельность в области экосоциологии с 1998 года. Развивает теорию экологической модернизации. Проводит сравнительный анализ экологической деятельности в России и по миру. Опубликовал пять книг: об экологическом движении, экопоселениях, экологической модернизации, лесной сертификации и источниках экосоциологии.

 

Сборник авторских статей, охватывающий 2004–2015 гг., предназначен для экосоциологов, аспирантов и студентов, экоактивистов.
Сборник авторских статей, охватывающий 2004–2015 гг., предназначен для экосоциологов, аспирантов и студентов, экоактивистов.

 

Сейчас Иван планирует исследование о том, как на российской земле приживаются два щадящих природу подхода к сельскому хозяйству — близких по направленности, но существенно различных в их основах:

  • пермакультура(практиков и теоретиков Хольцера и Молиссона)
  • и органическое производство продуктов питания основанное на сертификации ферм и сельхоз предприятий и, в скором времени, на федеральном законе (вступит в силу в 2020 г.) — см. книгу Сергея Бачина “Органика в России. Мифы и реальность”).

У Ивана и Антонины трое детей. Старшая дочь Александра совмещает участие в экологических проектах с работой на передних краях “инновационных полей” России, она — сотрудник нового Университета Национальной технологической инициативы 2035.

 

Александра. Фото: Динары Юсуповой.
Александра. Фото: Динары Юсуповой.

 

Младшая дочь — Дария сама себе дизайнер и мастер — у неё швейная мастерская “Ветер Вереска”. В этом году Дарья обвенчалась с Иваном — участником фольклорного музыкального коллектива “Белорыбица”.

Средняя дочь — Мария вместе с Антониной и сестрой Александрой участвует в создании Экопотока Метаверситета — комплексного курса (очного и он-лайн), где экология это одно из измерений устойчивой жизни. Александра, кроме прочего, в этом проекте ведет практику ресурсных состояний. Подробнее об “Экопотоке” ниже.

 

Мария и Дария. Фото со страницы мастерской Дарьи.
Мария и Дария. Фото со страницы мастерской Дарьи.

 

Все трое дочерей Кулясовых выросли в деревне. Сейчас они живут в городах, но так или иначе продолжают традицию родителей и помогают им с проведением событий в сельской глубинке Русского Севера.

К Кулясовым я приехал в октябре 2018, подобрав время так, чтобы в деревне было затишье, и можно было увидеть среду, такой как она есть, и пообщаться с основным коллективом в спокойной обстановке. Помогал с подготовкой грядок к зиме, смотрел за козами и доил их, смотрел за внуком — ходили с ним жать овёс и читали сказки. Попробовал спать на настоящем сеновале — оказалось тепло, и дышится хорошо.

 

Сыр домашний. Фото из альбома семейного эковыезда “Живая деревня 2017”
Сыр домашний. Фото из альбома семейного эковыезда “Живая деревня 2017”

Хозяйство у научных сотрудников Кулясовых не уступает по результатам толковым местным жителям — на столе я застал картофель, морковь, помидоры, капусту, кабачки, репу и топинамбур. Иван регулярно подавал сыры, творог и масло. Были традиционные северные заготовки: квашеная капуста, солёные рыжики (действительно вкусный гриб!) и малиновое варенье.

20 дней пролетели не заметно — в работах по хозяйству, исследованию книжных полок в общем доме и разговорах с Антониной об экологии, лесах и природоохранной деятельности, о традиционной культуре, людях и жизни на земле (будь то Русский Север, Финляндия или народ Байга в центральной Индии).

“Не место красит человека, а человекместо”уверен, что поговорка справедлива про Устьянский район и Кулясовых.

В Петербурге в Европейском Университете есть межфакультетский центр исследований науки и технологий(STS Center). Команда этого центра исследует технологии как часть создающего их человеческого общества и то, как одно влияет на другое. Кулясовы и их коллеги действуют как подобный, пусть и менее формальный центр, где

  • идёт исследование того, как общество и окружающая среда влияют друг на друга,
  • а также ведутся поиск и апробация способов гармоничного взаимного сосуществования.

Экосоциология и экофилософия уже тут есть. Антонина и Мария Кулясовы второй год участвуют в создании “Экопотока” Метаверситета. Это междисциплинарный курс на стыке экологических знаний и практик и других актуальных направлений человеческой деятельности, где в “компот” образа мира добавляется экономика (с технологиями) и культура. Дело теперь за экопсихологией.

Изображение с сайта Эко Поток Метверситета
Изображение с сайта Эко Поток Метверситета

Направления экопотока:

  • построение сообществ (социотехника) и экология отношений
  • экономика сообществ и городское экопредпринимательство
  • традиционная культура и сельская жизнь
  • экоархитектура и зеленый урбанизм
  • лес и природозащита
  • экотехнологии жизни
  • экофилософия
  • пермакультура

Стык экологии и технологий коллегами Антонины прорабатывается уже седьмой год — это Фестиваль Экотехнологий, традиционно проходящий в одном из российских поселений. Фестиваль — одна из основных площадок обмена опытом горожан и переселенцев. В 2018 году “съезд экотехнологов” принимали в родовом (эко)поселении “Милёнки” в Калужской области — там я и познакомился с Антониной.

Подобный по основательности и глубине формат семейной сельской жизни (активное участие в местной среде, взаимодействие с внешним миром и свой сад-огород) я пока встречал и описывал только у семьи Ольги и Виктора Грачевых. Это арт-усадьба «Кайкино 10» в Ленобласти. О них я писал ещё в 2015 году. Спустя три года я снова навестил Ольгу и Виктора и был рад узнать, что их активности продолжают более чем заметно влиять на ситуацию в Волосовском районе, который они уже более 10 лет как выбрали своим новым домом. Но это уже другая история.

 

 

Метки: нет меток

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи