Школа Щетинина, как модель сельской школы хозяйства. О.Савина. 17.03.2020

Крепкое хозяйство Михаила Петровича Щетинина.

 

Оксана Савина, юрист.

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1398596130292467&id=100004262803458

Спасибо Артем Соловейчик и Руфь Браверман за знакомство с Михаилом Петровичем и Лицеем комплексного формирования личности М.П. Щетинина в Текосе.

Я ехала без ожиданий и планов. Знала, что в 90-х годах академик Михаил Петрович Щетинин начал разработку модели сельской школы в форме школьного агро-строительного комплекса в условиях интерната с экстернатной формой обучения для решения следующих государственных задач:

1. Патриотическое (с региональным этно-культурным компонентом), трудовое государственно-общественное воспитание и обучение подростков из сельской местности, детей с высоким интеллектуальным потенциалом, трудных подростков.

Все три группы и в 90-е годы и в настоящее время являются группами социального риска, испытывающими трудности в получении линейного среднего образования, и одновременно все три группы имеют наибольший потенциал к освоению программы ускоренного курса за счет высокой физической энергии и умственных способностей.

2. Доступное и качественное образование.

– Создание системы обучения в форме экстерната на основе индивидуального тестирования учащихся, в соответствии с которым группы для обучения формировались не по возрасту, а по уровню знаний;

– В системе школьного экстерната Лицея используется система наставничества (вожатых), в которой отлично успевающие учащиеся группы под надзором педагогов участвуют в обучении отстающих в группе или в группах курсом ниже;

– Отказ от классного деления в условиях малокомплектной школы позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории каждого ученика и проходить курс дисциплины в сроки, обусловленные его интересом и интеллектуальными возможностями;

– Изучение учебных дисциплин проводится в форме, максимально приближенной к лекционной, через погружение в предмет изучения, что обеспечивает устойчивые и связанные с предметом знания, закрепляемые межпредметными связями (история-обществознание, алгебра-геометрия и т.д.);

– В условиях устойчиво благоприятного климата занятия проходят как в учебных помещениях так и в оборудованных местах пребывания на улице, в связи с чем у учащихся формируются не зависимые от места пребывания навыки к концентрации в интеллектуальной деятельности;

– Лицей обеспечивает учащимся учебную подготовку к поступлению в колледжи и ВУЗы, предоставляет выпускникам, получившим профессиональное образование, рабочие места, открывает по согласованию с ними новые направления образовательной и кружковой деятельности.

Воспитание и быт.

Лицей ставит задачей формирование спортивной, сильной и жизнеспособной в современном обществе личности выпускника, привычного к труду и планированию собственной жизни, с высокими нравственными ценностями, патриота, семьянина, человека, владеющего всеми навыками выживания в сельской местности.

-На базе Лицея создан самобытный и уникальный ансамбль песни и танца «Колокола России». Художественный руководитель ансамбля – Щетинин М.П. Репертуар ансамбля песни и танца «Колокола России» черпается из богатой кладези наследия искусств народов России. Коллектив ансамбля – единый многонациональный организм, трепетно относящийся к культурному наследию России.

На базе Лицея работает швейная мастерская народных костюмов. Специально для ансамбля разработаны и сшиты русские, казачьи, украинские, кабардинские, чеченские, татарские, якутские, казахские костюмы, военный морской костюм. В лицее работает постоянной действующий танцевальный коллектив и постоянные занятия русского рукопашного боя.

Учащимися разработан уникальный многоуровневый ландшафтный дизайн с элементами малых архитектурных форм на территории школы-интерната, выращиваются многолетние и однолетние декоративные растения и кустарник, корпусы лицея учащиеся оформили декоративной росписью и мозаикой.

Учащиеся лицея принимают участие в росписи местного храма, а главный корпус расписан в купольной части при содействии профессиональных художников как наставников.

Материальная база.

Главнейшая проблема любой сельской школы, а тем более интерната – материальная база и условия жизни.

В начале отработки опытной модели универсальной сельской школы-интерната на базе Лицея комплексного формирования личности в с. Текос Краснодарского края, М.П. Щетинин принял в эксплуатацию здание учебно-жилого корпуса пл. 1478,6 кв.м. на пустом земельном участке в экономически и социально депрессивном горном селе с плохими подъездными путями.

Первоначальные условия проживания учащихся предусматривали проживание в комнатах по 10-12 человек, это сложные условия.

В 1993-м году педагогический коллектив совместно с директором предложил родителям и учащимся войти в совместный эксперимент по строительству корпусов для проживания, художественных и творческих мастерских из имеющихся материалов на средства от внебюджетных поступлений, предложение было принято.

В новейшей педагогической истории имеется единственный пример материального развития педагогического эксперимента до создания значительных материальных ценностей в виде объектов недвижимости – в коммуне имени Дзержинского коммунары построили первый в СССР завод электроинструментов, а еще чуть позже создали производство фотоаппаратов. Безусловно, в Лицее комплексного формирования личности к строительству привлекались профессиональные строители, но все воспитанники Лицея так или иначе участвовали в процессе и получили практические навыки по ряду строительных специальностей и во взрослой жизни в прямом смысле слова могут построить, отремонтировать, обустроить дом и посадить дерево. Других подобных примеров в истории педагогики новейшего времени в периоды экономических кризисов – нет.

На данный момент фактически построены новые объекты недвижимости – корпусы для комфортного проживания учащихся с душем, санузлами, мебелью, – все здания поставлены на кадастровый учет, прошли строительно-техническую и пожарную экспертизы, имеют заключения о безопасности и соответствии всем действующим требованиям и нормам.

Следующий этап эксперимента – по оформлению права собственности на вновь созданные объекты недвижимости, по сути является завершающим, по окончании которого М.П. Щетинин мог бы представить учредителю отчет о его успешной реализации, оформить научную защиту на готовую модель автономного школьного агро-строительного комплекса как эффективную для его реализации в условиях сельской местности в труднодоступных регионах России.

На данный момент лицей Щетинина является фактически градообразующим предприятием для всего горного села Текос, жители которого обеспечены рабочими местами и курортным пребыванием гостей лицея, население села с 1993 года на данный момент выросло в два раза и составляет почти полторы тысячи человек.

Проект школы М.П. Щетинина, опытным путем, в ходе долгосрочного эксперимента, – за 27 лет, – доказал свою эффективность и решил все проблемы школьного образования в сельской местности: школа выпестовывает учителей из состава своих учеников, дает путевку в жизнь детям с особенными потребностями в экстернатном образовании, основы профессий и специальностей, необходимых для применения и выживания в сельской местности; развивает инфраструктуру своего микро-региона, экономически прибыльна и помимо образовательных результатов выпускников, достижения которых ежегодно выше средних баллов по региону, приносит в казну Российской Федерации возвратные активы в виде объектов недвижимости, составляющих внутреннюю инфра- и эко-структуру школы.

Судьба всех выпускников школы складывается благополучно, это законопослушные, грамотные и способные к труду граждане с полностью сформированным национальным самосознанием, способные и приученные к сельскому труду и семейной жизни. Многие семьи выбрали школу для своих старших и младших детей, и десятилетиями поддерживают теплые взаимоотношения друг с другом и педагогическим составом школы.

Экономия государственного бюджета при реализации проекта школы М.П. Щетинина составляет рыночную стоимость всех вновь созданных объектов недвижимости с системой благоустройства по приблизительной рыночной стоимости порядка 300 000 миллионов рублей, а так же экономию бюджета по проекту «земский учитель» в размере 1 млн. руб и стоимость жилья для каждого учителя, не переехавшего в регион, а фактически выращенного им самим для своей школы.

Система воспитания в школе полностью отвечает целям и задачам Концепции развития воспитания в России до 2025 года, в том числе ею на практике решена поставленная Концепцией государственная задача по созданию системы государственно-общественного воспитания на принципах патриотизма и национальной идентичности; В полном соответствии с майским Суперуказом президента от 07 мая 2018 года, школой создана система воспитания гармоничной и духовно-развитой личности, личности рабочего человека, любящего свою Родину и преданного национальным идеалам.

Россия получила готовую и эффективную модель самоокупаемой сельской школы.

Без проверки, измерения результатов, исследования учебного и фактического материала, учредитель предположил в в этом – преступление, и отправил материалы в Прокуратуру.

Можно сказать, что, сколь бы ни длился эксперимент, по сути его результаты все равно и безусловно опередили свое время, поскольку, даже при наличии безусловной успешной реализации проекта, перед школой встала проблема отсутствия нормативной базы и отсутствие государственного регулирования оформления прав собственности учредителя образовательной организации на результаты ее проектной деятельности в виде объектов недвижимого имущества, что привело в настоящее время к непониманию контрольными органами того, каким образом в отсутствие законодательного регулирования поступать с вновь созданными объектами образовательной недвижимости, и министерство направило документы в Генеральную прокуратуру – всенепременно наказать, и только наказать.

По итогам федеральной проверки министерства просвещения исполнения школой лицензионных требований выявила наличие неоформленных в установленном порядке вновь созданных зданий, школе направлено предписание устранить нарушение и оформить на них право собственности, в то время как эти объекты де юре принадлежат Министерству просвещения как собственнику всего имущества школы и ее учредителю.

По этой причине результаты эксперимента не могут быть оформлены и получить научную защиту, поскольку деятельность школы и лицензия приостановлены, и следующий этап – запрет на деятельность, отзыв лицензии и ликвидация, в связи с чем модель школьного агро-строительного комплекса с программой универсального учителя и прочими государственно-важными достижениями утратится для российского села навсегда.

Между тем, Министерство, суд и приставы совсем не принимают во внимание тот очевидный факт, что первоначальное здание учебно-жилого корпуса прошло проверку успешно и без замечаний.

Таким образом, с какой целью Министерство образование финансировало авторскую школу 27 лет и почему отказывается от финансовых результатов ее завершенного проекта – конечно, понятно: закона для этого уникального случая нет. Возможно, как и 9 лет назад, Президент поможет министерству разобраться в приоритетах, и страна получит шанс на модель сельской школы трудящихся, а не на приезжего учителя за миллион.

Я благодарна судьбе за это важное прикосновение к настоящим и важным ценностям, к человеку со взглядом такой далекой перспективы – Михаилу Петровичу Щетинину, прожившего жизнь для страны, создавшей для нее настоящую сельскую школу, вырастившего детей, построившего дома. Он для своей отчизны – настоящий отец, а она для него оказалась мачехой.

 

Метки: нет меток

Обсуждение закрыто.