Танцы всеобщего мира на Любинке. 2004г. 16.10.2019

Серия статей про реализованные проекты Некоммерческого партнерства «Экопоселение Любинка», сегодня это  Научный Центр Технологий Устойчивого Развития «Любинка»

ТЕМА: ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ТАНЦЫ ВСЕОБЩЕГО МИРА»

Июль 2004г.

Статья Дины Юсуповой в журнале «Русский Nesweek» , номер 7. Ниже мы помещаем электронную версию этой статьи. Аксель Шпрингер в России

 

Когда-то газетного магната Акселя Шпрингера « Правда» регулярно мочила в своих передовицах за его безобразия, за клевету и прочие буржуазные пакости против нашего светлого коммунизьму! Сегодня Axel Springer ступил на российскую землю! И сразу же написал про Любинку! Дина Юсупова, жизнерадостная, очень симпатичная молодая леди, в шесть секунд проникла в суть проблемы российских экопоселенцев и написала про это статью в иллюстрированном журнале « Русский Nesweek « , номер 7. Мы помещаем электронную версию этой статьи.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Журналисты на Поляне.

В разгар лесного, палаточного феста, когда часть вопросов была успешно решена (столовая, туалеты, питание), а часть никак не решалась – шли проливные дожди и никакие шаманства сертифицированных специалистов не могли нам помочь, позвонила по мобильнику мне молодая дама и сообщила радостную весть, мол она репортер, заблудилась и не может к нам попасть, а очень надо – репортерский долг заставляет. Пошел спасать. После третьего со звонка, мой мобильник замолчал навеки! Решил, что это знак и вернулся в лагерь. По лагерю уже ходили двое – Олег Никишин с немеряной величины цифровикоми журналист из журнала « Русский Newsweek « – Дина Юсупова – она сидела у Шаходат в шатре, когда я ее там нашел… Они уходили поздно вечером. Дина зябко подрагивала и ее нарядили в огромный свитер Егора из Мурпарка.

ГОСТИ ИЗ МУРПАРКА.

Егор – родом из потомственной семьи охотников-профессионалов, его ближайшие родственники ходили с рогатиной на тигра. Он сам малышом (5-6лет) проплутал-прожил несколько дней в глухой тайге, что однако немало.

Егор знает, что привычка много есть – вредит здоровью, его дед мог обходится в тайге без пищи потому, что энергию добывал из листика живого, пожует и сыт! И проводил Егор из Мурпарка Дину и Олега через лес. Обещала мне Дина донести мою главную мысль о том, что поселения это не бегство от цивилизации, а один из способов выхода из тупика, в который нас загнал прогресс… Жаль – не донесла. Видимо потеряла по дороге… Неприятная для успешных читателей журнала мысль, недобрая она и неудобная, выпала из записной книжки и потерялась… Не в тему! Пока! Все равно ей большое спасибо и на том, что есть такая статья. Статью можно будет прочитать в журнале « Русский Newsweek « за номером 7, на 43 странице – называется – АЛЬТЕР ЭКО. Ниже текст, переданный нам Диной:

 

ОБЩЕСТВО Альтер Эко

Дина Юсупова

– Егор Сорокин сидел однажды с подругой в парижском кафе. Заслышав русскую речь, к ним подошла девушка с длинной русой косой, представилась Людмилой. Она приехала из России автостопом на встречу с чудаками, променявшими городскую жизнь на тихий быт в деревне. Так Егор впервые услышал об экопоселениях – небольших общинах, в которые люди объединяются, чтобы жить на природе, не вредя ей, а наоборот – защищая. Год назад, отправившись в поход по Карелии, Егор оказался в деревне Гришино Ленинградской области. Там он снова встретил Людмилу и еще человек 15 бывших горожан, каждый из которых пришел сюда со своими идеями: кто индийской культурой увлечен, кто биодинамическим земледелием. Забыв про поход, Егор весь отпуск провел в Гришино. В этом году он решил не надеяться на случай и сам поехал к новым друзьям Людмиле и Сереже Ковалевым. На этот раз – в Подмосковье, строить первый дом в экодеревне Любинка.

 

– Движение экопоселенцев возникло на западе в интеллигентской среде в конце 60-х как альтернатива ‘загнивающей цивилизации’. Вместо городского отчуждения – теплота небольшой общины, вместо техногенных шумов и вибраций – звуки природы, вместо свалок – безотходная переработка мусора, вместо сжигания леса и нефти – безвредные энергоносители. Никто точно не знает, сколько их сейчас: этим гордым именем зовется всякий, кто живет не в городе и бережет природу (как минимум пользуется биотуалетом и заправляет машину газом). Европейская сеть Global Ecovillage Network объединяет 18 стран, в каждой из которых не один десяток подобных сообществ, то есть несколько тысяч человек.

 

– В Россию мода на экопоселения пришла в начале 90-х, когда многим стало неуютно в изменившемся мире. Тысячи горожан рванули в умирающие деревни с грандиозными проектами: кто – леса спасать, кто – семейные школы для сирот создавать, а кто – строить новый светлый мир. Однако не многие оказались способны выжить ‘на природе’ – даже в экологически чистых районах. 99% противников цивилизации вернулись обратно в города. К концу 90-х уцелели два-три десятка экодеревень, в каждой из которых – 10-15 жителей. Никакой реальной помощи природе от них нет. Однако в последнее время в этой среде начали появляться прагматичные люди, которые пытаются поставить дело на более серьезную основу: ищут спонсоров для научных программ и клиентов для будущих санаториев и экоферм. Для обмена опытом в 2002 г создан Союз экопоселений России (СЭР) – однако пока это только Интернет-сообщество. В этом году создатели СЭР решили, что пришло время объединиться в реальной жизни. И попытались собрать единомышленников на фестивале ‘Любинка-2004’, который проходил в конце июня – начале июля на лесной поляне возле подмосковной деревни Храброво. Именно в этом местечке организаторы приобрели землю для нового экопоселения Имя ему дала местная речка.

 

– Проплутав больше часа под обжигающим солнцем выхожу на поляну. В центре – солнечная батарея, антенна и разноцветный шатер. Босоногий кандидат биологических наук из Москвы и организатор СЭР Александр Метелкин гладит черного чау-чау. В ответ на мои жалобы он лишь улыбается: ‘Я специально выбрал глухое место, чтобы защититься от наших главных врагов – бомжей’.

 

– В лагере собралась разношерстная тусовка искателей ‘духовности’. Пока взрослые выполняют дыхательные упражнения и учатся ‘гармоничному общению с природой’, дети разрисовывают друг друга хной. Когда семейные идут на тренинг ‘Расстановка семьи’, одинокие делятся опытом голодания. В промежутках между уроками фольклорного пения и хороводами ‘Танцев всеобщего мира’ участники фестиваля могут вдоволь набить животы вегетарианской пищей. За 300 руб в день. ‘Эти искатели духовности мусорят и вытаптывают поляну, – сетует один из организаторов фестиваля Миша Шайденко. – Природе это вредит, да и экопоселению пока никакой пользы’.

 

– Фестиваль ‘Любинка-2004’ задумывался как коммерческий проект, но едва окупился: среди участников оказалось неожиданно много льготников – детей, пенсионеров и преподавателей. ‘Главная проблема российских экопоселений – неумение выживать, – считает Метелкин. – Я позвал на ‘Любинку’ представителей разных общин, чтобы делиться опытом выживания и объединяться для участия в образовательных и научных грантах’.

 

– Но объединяться и делиться опытом на фестивале готовы лишь алтайские девушки с горящими глазами. Они уверяют, что их община и ‘Театр Духа’ в поселке Ключевой существуют вообще без денег. Правда, по словам Александра Дворкина, руководителя центра Св. Иринея Лионского, главного в РПЦ борца с сектантами, ‘Театр духа’ еще известен как тоталитарная секта, ее адепты продают все свою имущество, а деньги сдают в ‘общак’.

 

– Три российских экопоселения получили западные гранты, но большой пользы движению это не принесло. По словам активиста движения Вячеслава Загорского, преподавателя химфака МГУ и руководителя летней школы для одаренных детей ‘Химера’, и в религиозной общине ‘Тиберкуль’, и в калужском ‘Китеже’, задумывавшемся как семейная школа, не все благополучно: их лидеры не терпят чужую инициативу и спорщиков просто выселяют. А карельский ‘Нево-Эковиль’, как и подавляющее большинство российских поселений, не может реализовать свои проекты: где уж тут чистить водоемы, когда все силы и средства уходят на выживание – поддержание собственного хозяйства и строительство на заказ.

 

– Многие на Любинку приехали просто помочь: встретить заплутавших, приготовить еду на всех, принести воду. Миша Шайденко, живущий с женой и четырьмя детьми под Ярославлем, работает в ‘Мосводоканале’ – беспроводной интернет позволяет системному аналитику жить в лесу. Люда и Сережа Ковалевы, приехавшие из деревни Гришино, жили там натуральным хозяйством. ‘Пять лет назад услыхала на хипповском фестивале ‘Радуга’ про Гришино и приехала, – рассказывает бывшая учительница из Луганска Люда Ковалева. – Поначалу трудно было печку топить, за домом следить. Но там люди хорошие, природа живая. Волки из лесу прибегают. Устану на грядке копаться – иду книжку читать или фильм смотреть, их друзья отовсюду присылают. Каждый год приезжают молодые экотуристы из Европы – нам помогают и себя развлекают. На Западе это в моде’.

 

– Прошлым летом из Петрозаводска приехал будущий муж Люды 25-летний Сережа. ‘После школы на завод работать пошел, – говорит. – Сначала нравилось, все пытался усовершенствовать технологию. А потом разругался с начальством, ушел на стройку. И там меня так достало унизительное отношение чужих дядь, что уже четыре года я ни на кого не работаю’. Вместо этого Сережа читал книжки по психологии и общался с увлеченными людьми: разными музыкантами, последователями Кастанеды, йогами: Приехал в Гришино посмотреть, что за жизнь, да и остался. ‘В экопоселении я чувствую себя свободным и получаю удовольствие от работы на себя, – говорит Сережа. – Мы с Людмилой просыпаемся и не знаем, чем будем завтракать, чем заниматься. Время есть – идем по лугу, по лесу слушать землю, птиц, молчание внутри себя. Но работа тоже в радость. Ведь даже редиске на своей грядке радуешься, как собственным детям’. Люда Ковалева считает, что в России практически невозможно создать экодеревню по западному образцу – такую, чтобы была на пользу не только поселенцам, но еще и природе.

 

– ‘В Европе легче жить, – объясняет она. – Во Франции солнечной батареи хватает и для связи, и для обогрева дома. Живут поселенцы красиво: в горах, на развалинах средневекового замка среди оливковых рощ. Ездят в города устраивать акции протеста, и все их понимают. А здесь и природа, и люди жестче. Думаешь, как меньше навредить природе, а вот сжигала же я за зиму 35 кубов леса, чтобы старый дом протопить. Какая уж тут гармония’. Ей вторит эколог Леонид Шабад, объездивший весь мир: ‘В Европе другая социальная система, другие доходы у людей. Поэтому ради идеи многие могут позволить себе уехать в деревню, использовать современные технологии утилизации отходов и альтернативные энергоносители. В Америке небольшие экофермы, производящие дорогостоящие продукты экологически чистым способом, окупаются. А в России, кажется, проблема выживания стоит куда серьезнее, чем забота об окружающей среде’.

 

– Тем не менее, по словам Метелкина, у нас есть несколько успешных проектов. Одно из них – Муравьевский парк. Этот негосударственный заповедник на 5,5 тыс га в Амурской области создал десять лет назад выпускник биофака МГУ Сергей Смиренский. Правда, поселенцев там немного: постоянно живет лишь одна семья, которой помогают 12 добровольцев из ближайшего поселка: заботятся о птицах, болоте и лесе. ‘Мы с ребятами постоянно помогаем парку, – рассказывает 14-летний крепыш из Муравьевки Егор Калабин. – Дубы сажали, орех манчжурский. За работу не платят, зато летом я там в экологическом лагере учусь. И люди приятные, и английский практикую – к нам американцы приезжают’. Кроме местных добровольцев, парку помогает и администрации области, и международные организации. Потому что проект очень конкретный и понятный: спасать редких птиц и учить детей английскому и основам экологии.

 

– ‘Вот и я хочу сначала запустить несколько коммерческих проектов, а потом переселиться в Любинку с женой и сыном’,- говорит Метелкин. В его планах – платный лесной роддом, частный заповедник, экоферма, школа-интернат.

 

– 25-летний Сергей Надеждин из Ярославля, приехав на фестиваль, тут же подрядился строить дом. ‘Смотрю, – говорит, – на ребят и верю, что я тоже смогу когда-нибудь так же вырваться из привычной колеи. Это как шагнуть в холодную воду: сначала страшно, а потом хорошо’. Так до сих пор и уходят по одному – по двое от цивилизации. В основном, такие же, как Люда и Сережа Ковалевы, которые умеют и любят выживать на природе. Время романтиков ушло из движения вместе с прошлым веком. А прагматиков вроде Метелкина пока можно пересчитать по пальцам.

 

 

– Послесловие

 

– Это уже вторая статья про наш проект, Первую написал Валера Хилтунен и она вышла в « Литературке « в прошлом 2003м году. Говорят в Инете есть ее электронная версия. Не видел.

 

– В эту субботу вырезал бензопилой « Partner « первый раз в жизни, первый дверной проем в Общем доме-гостинице. Леха помогал – обрезки бревен брал и из проема вынимал. Хорошо с ним работать! На неделе, пока я в Москве парюсь, он будет дверной блок в проем вставлять…

 

июль 2004г.

 

Метки: нет меток

Обсуждение закрыто.