Городской эколандшафт. Виталий Дробиленко. 3 09 2019

Городской эколандшафт

Виталий Дробиленко . Публикуется с разрешения автора.

Обещал вам для сайта статью про биосферный подход к проектированию городов и поселков. Наконец-то нашел время и её написал.

Ссылка на оригинальную статью https://vitaliydrobilenko.wordpress.com/2019/08/30/%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d1%8d%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%88%d0%b0%d1%84%d1%82/

Почти всегда, глядя на сделанную архитектором планировку нового поселка, я вижу некую территорию, ограниченную кадастровыми границами участка, в которую наиболее оптимально вписаны прямые улицы, к которым примыкают прямоугольники индивидуальных участков. Сравним два ландшафта сельской застройки. 

01-02

Первый спроектирован средним российским архитектором и воплощен в натуре через год-другой. Второй сложился сам по себе. За много веков. Где бы вы хотели оказаться, если бы прямо сейчас пришлось выбирать из этих двух вариантов? Я бы выбрал второй. Как выясняется, красота и комфорт жизни определяются не только параметрами дома и границами индивидуального участка. Во многом они определяются архитектурой поселка, в частности его планировкой. 

Современный российский архитектор воспитан на нормативах и традиции. Беда в том, что и те, и другие устарели лет на 70-80. Они сформировались в СССР, когда принципы экономики и экологии были неважны, а часто вредны для строительства “светлого будущего”. На поверку воплощение такой планировки в натуре связано со значительными затратами. Во-первых, дорожное полотно улицы нужно выровнять и подсыпать, а это сотни кубометров перемещённого грунта. Во-вторых, с улицы и с участков нужно отвести паводковую и дождевую воду, а это сотни метров дренажных траншей и труб. В-третьих, на осушенных участках нужно устроить орошение для культурных растений, вот такой парадокс. В результате на воплощение такого проекта тратятся миллионы, а земле наносится непоправимый экологический ущерб, как прямой — в виде измененного рельефа водосбора и связанного с этим изменения характера растительности, например, заболачивания или заменой луговых трав сорняками, так и косвенный — в виде жирного экологического следа от многих часов работы тяжелой техники. И всё это для того, чтобы создать невзрачный унылый ландшафт. Мне кажется этот подход очень сомнительным. Но, к сожалению, другого нам не предлагают. 

В книге “Художественные основы градостроительства”, написанной австрийским архитектором Камилло Зитте и впервые изданной в Вене в 1889 году, автор философски объясняет принципы возникновения средневековых городов и вытекающую из этих принципов живописность их ландшафтов. Коротко перескажу эту концепцию. Раньше города возникали на перекрестках караванных торговых путей. Как правило у колодцев, где караванщики поили скот и отдыхали сами. Здесь сходились караваны из разных стран с разными товарами. Вполне логичными были обмен товарами и мелкая торговля. Так появлялись рыночные площади. Поскольку жизнь на этой земле приносила прибыль, очень быстро появлялись лавочки — сначала в виде кибиток и палаток, а после и более капитальных построек. Застройка велась вдоль уже протоптанных караванных дорог, которые в последствии стали улицами. В то время все люди были верующими. Поэтому сразу строили церковь. А для управления прибыльной территорией сюзерен или коммунары строили ратушу. Поскольку новый городок становился точкой притяжения для торговли, и число караванов становилось больше, то недалеко от существующей площади таким же образом формировалась новая. Так возникали и росли средневековые города, восхищающие и удивляющие нас до сих пор. 

03-04

Пейзажи тех городов и деревень писали старые мастера живописи. Их пишут и сегодня современные художники. Но я не встречал картин, написанных на пленэре в СНТ или коттеджном поселке. Это что-то значит? Хочу обратить ваше внимание на способ формирования улиц средневековых городов. Ведь именно они определили городской ландшафт на века вперёд. Улицами становились караванные дороги. А они проходили там, где было удобно идти животным — лошадям, верблюдам или волам. По ровным сухим участкам. То есть дороги оказались бесплатными в строительстве, удобными в эксплуатации и нанесли минимальный ущерб экологии. 

К сожалению, или к счастью, но у нас нет веков для естественного формирования ландшафта застройки. Нет и караванов с товарами, и многого другого, что в разное время также на него влияло. Нам нужно чтобы приятный глазу, безопасный для экологии и недорогой в обустройстве ландшафт был сформирован быстро, за несколько лет. Эту задачу можно решить лишь изменив взгляд на архитектурное планирование территории поселка. Метод проектирования, который я опишу далее, я назвал Городской эколандшафт. Позволю себе присвоить авторство, поскольку подобного в современных проектах застройки я не встречал. Метод компилирован из пермакультурного дизайна Джефа Лоттона и градостроительных концепций Камилло Зитте. Это метод проектирования уличной сети и Красных линий. Покажу как он работает на схематическом примере.

005

Для проектирования мы используем топографическую съемку участка. Если вы забыли этот раздел географии, напоминаю: на топографической карте изображен рельеф и другие особенности местности. Местность изображена видом сверху. Каждая изолиния обозначает определенную высоту рельефа. По топографической карте мы очень точно можем увидеть рельеф местности. Даже лучше, чем в натуре.

006

Прокладка улиц методом Городского эколандшафта довольно проста. Улицы должны проходить по сухим ровным участкам. А именно по кромкам водоразделов, хребтам и горизонталям. Дождевая и паводковая вода в этих местах стекает вниз, в овраги и лощины, земля на них медленно намокает и быстро высыхает. Эти участки прекрасно видны на топографической карте. Наметив оси дорог, отбиваем Красные линии. Эти линии разделяют общественную и приватные территории. Образовавшиеся кварталы делим на частные участки. Планировка готова.

007

Воспроизвести в натуре этот проект тоже довольно просто. Нужно вынести оси дорог на местность и несколько раз проехать по ним на тракторе или тяжелом автомобиле. Земля в этих местах уплотнится и будет зарастать не так сильно. Последующие передвижения будут осуществляться по уже проложенным маршрутам. Постепенно дороги приобретут вид улиц. Появится застройка и благоустройство. Желательно, чтобы генплан поселка был соединен с более крупным планом хозяйственного землеустройства: улицы продолжались бы дорогами, парки лесами и так далее. Однако такие проекты сейчас не делают.  

Конечно, на генплане ещё должны быть обозначены площади, парки, торговые и сервисные предприятия, школа, больница и всё другое, необходимое для жизни. Но социальное устройство поселка тема для другой статьи. 

 

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.